Вы наверняка много думали о том, насколько всё взаимосвязано. 🙂
Вот сейчас мы увидим, что 12 архетипов (большинству архетипы известны не из Юнга, а из книги Марк и Пирсон) напрямую уходят корнями в экзистенциальные страхи (описанные Ирвином Яломом).
И не просто увидим. Вы сможете в рамках этого как следует (а может даже и как не следует) оттипировать себя и окружающих! Потому, что получившийся синтез — это еще и типология.
Для начала — об экзистенциальных страхах. Если вы о них знаете — можете описательную часть пропустить, и сразу перейти к части «Агрегатные состояния экзистенциальных страхов«.
- У экзистенциального страха глаза велики
- Страх Одиночества (Изоляции)
- Страх Свободы
- Страх Бессмысленности
- Страх Смерти
- «Агрегатные состояния» экзистенциальных страхов
- 12 архетипов
- Экзистенциально-Архетипическая Типология
- Опорные точки массового сознания (Update от 31.12.2016)
- Гипотезы об 12 архетипах, экзистенциальных страхах и опорних точках массового сознания
- Где можно обсудить Экзистенциально-Архетипическую Теорию?
У экзистенциального страха глаза велики
Интересуетесь психологией, но не слышали про экзистенциальные страхи?..
Тогда обязательно прочитайте книгу Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия». Потому, что это — краеугольный камень всей работающей психологии, без которого ваш интерес приведет в никуда.
Я серьезно. Практически все наши психологические проблемы уходят корнями именно туда — в экзистенциалку.
Многих вводит в заблуждение слово «страхи». «Страх» в нашем понимании означает, что мы чего-то боимся. И так и ощущаем это — что нам в буквальном смысле страшно.
«Да не боюсь я никакой бессмысленности» — скажет человек, — «Чего тут пугаться-то?..»
Но дело в том, что, чтобы ощутить экзистенциальные страхи в первозданной форме — они, как минимум, должны быть осознаны. А экзистенциальные страхи пугают нас до такой степени, что обычно вытеснены, рационализированы, скомпенсированы и т.п. — в общем, покрыты толстенным слоем психологических защит.
Если, например, спросить у человека, боится ли он смерти, ответы могут быть самые причудливые. Часто люди говорят, что боятся боли, которая может быть в преддверии смерти, а самой смерти — нет. Но это — не о том. Иногда говорят, что боятся смерти близких, а своей — нет. Но и это — не совсем о том. Иногда отвечают, что не боятся, ведь их не будет — а кому тогда бояться. Верующие убеждают себя, что со смертью жизнь не заканчивается.
В общем, правда зачастую становится видна только в самолете во время сильной турбулентности. Да и там — далеко не у всех.
Ужас того, что то, чем мы в этой жизни являемся (и что думает, чувствует, осознает все происходящее, ЖИВЕТ), прекратит свое существование, человеческим сознанием всячески обходится.
То же самое касается страха бессмысленности, свободы и изоляции (одиночества). Именно как «страхи» экзистенциальные страхи ощущаются достаточно редко. Это может быть что угодно — но по итогу оно все равно о страхе. Таком сильном, что сознание его блокирует.
Потому я и говорю, что экзистенциалка — краеугольный камень психологии. При том, что люди с психологическим образованием иногда с экзистенциальной психотерапией даже не знакомы. О, эти причуды психологического образования, столь же беспощадного, сколь и бессмысленного!
Кстати, страх бессмысленности, как я упомянул, как раз входит в число экзистенциальных страхов. И страх беспощадности — тоже, только называется он иначе. 🙂
Сильно углубляться в экзистенциальные страхи мы не будем — лучше почитайте книгу Ялома. Пройдемся вкратце.
Страх Одиночества (Изоляции)
Что, если по большому счету всем на тебя наплевать? И никто не поставит твои интересы превыше своих собственных, если они вступят в конфликт?
Что, если никто не станет бесконечно терпеть, любить и поддерживать тебя таким, как ты есть? А будет делать это только до тех пор, пока ты будешь им удобен?..
Что, если не существует вечной любви, по-настоящему надежной крепкой дружбы безо всяких условий?
А может любое взаимопонимание и близость — вообще иллюзия наших умов? И по-настоящему тебя никто никогда не поймет?
И какими бы друзьями и связями ты не обзаводился, какая бы большая у тебя ни была семья — подыхать тебе все равно в одиночестве, даже если вокруг будет стоять толпа друзей и близких?.. Ведь никто из них не разделит с тобой твою смерть — точно так же, как, по сути, не делил и жизнь, даже находясь рядом.
Что, если в этом мире ты совершенно одинок?..
Страх Изоляции мы будем обозначать вот таким символическим значком одиночной камеры.
В том смысле, что где и с кем бы ты ни был — глобально ты все равно один, и стены изоляции друг от друга не разрушить.
Страх Свободы
А вдруг мир никак не устроен? Вдруг высшей справедливости нет? Кармы нет? Возмездия нет? И можно делать всё, что угодно?
Но и с тобой может произойти что угодно. Потому, что стабильности тоже нет.
И гарантий чего-либо нет — потому, что всё контролировать невозможно. И не существует никакой системы знаний о мире, которая бы это позволила.
Может быть судьба слепа и беспощадна?..
Страх Свободы мы будем обозначать вот такой «снежинкой» или «розой ветров». Которая на самом деле — вовсе не снежинка, и даже не роза ветров — а множество направлений, в которых можно двигаться.
Не существует камня с указателями «направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — сам пропадешь». Двигаться можно куда угодно. И произойти там с тобой может что угодно. В любой момент.
Страх Бессмысленности
А вдруг у твоей жизни нет никакого смысла? Вдруг она не имеет никакой миссии, и вообще ничего не значит?
Может ты — просто часть человечества, как биологического вида, и ничего больше? А вся твоя задача — это подрасти, размножиться, состариться и сдохнуть? Как и у твоих предков и потомков?
А может, даже если ты не размножишься — то и это почти ни на что в мире не повлияет? Может и само существования человечества никакой цели, кроме просто существования, не имеет?
Может твоя уникальная внутренняя жизнь никому ни для чего не нужна. А все твои глубокие мысли, чувства и переживания — просто побочные эффекты работы мозга, когда он не занят основной биологической программой.
Что, если ты здесь — просто так, ни за чем?
Страх Бессмысленности мы будем обозначать перечеркнутым вектором:
Типа, no way — чего-то глобального, к чему можно было бы стремиться, может просто не существовать.
Страх Смерти
А вдруг, когда ты умрешь — тебя не будет? Совсем. Нигде и никогда.
Если ты атеист — тебе этого объяснять не надо.
Но даже если ты верующий — странно было бы думать, что душа твоя после смерти останется чем-то обособленным и сохранит свое умственное сознание. А не вольется в единое целое, перестав себя осознавать.
И это будешь уже совсем не ты. Того, чем ты являешься сейчас, твоего нынешнего самоосознающего сознания уже никогда и нигде не будет — ТЫ перестанешь существовать. Навсегда. И больше — никогда.
Как тебе такая мысль?
Страх Смерти мы будем обозначать просто — могилкой.
Был человек — и нет человека.
«Агрегатные состояния» экзистенциальных страхов
Мы предлагаем такое деление (как позже оказалось — не мы одни: о похожем уже писал, например, Джордж Дворский). Каждый экзистенциальный страх у человека может быть:
Вытеснен. Это означает, что факт наличия страха мы отрицаем, и не видим его у себя в принципе. «Умереть — далеко не самое страшное, что может случиться в жизни!» и т.п.
Это и следующее «агрегатные состояния» экзистенциальных страхов — потенциально очень холиварны. Люди зачастую агрессивно отстаивают перед другими свое право вытеснять или компенсировать.
Скомпенсирован неосознанно (гиперкомпенсирован). Страх в данном случае есть, но он неосознанно компенсируется. По сути — отрицается существование источника страха, и этому подчиняется часть собственных действий и убеждений.
Именно на такое направлены любые верования.
«Где-то есть моя «вторая половинка», «родная душа» («мои» люди, «мой» коллектив), которая меня полностью примет, поймет, и разделит все мои чаяния — просто я ее пока не встретил!» (Одиночества нет).
«Судьба ведет меня, нужно только правильно трактовать ее знаки (варианты: меня охраняет ангел-хранитель, или даже вообще всё предопределено заранее). Если произошло что-то плохое — значит я просто сделал что-то не так, и если пойму — что, то этого не повторится! Каждому за все воздастся, ничто не проходит незамеченным, справедливость всегда торжествует. Плохие поступки портят карму и всегда аукаются!» (Свободы нет).
«В моей жизни есть смысл, и я его найду — перечитав кучу литературы, уехав путешествовать за тридевять земель от дома, бесконечно медитируя — но найду!» (Бессмысленности нет).
«Я знаю, что душа — бессмертна, и значит я не умру!» (Смерти нет).
Осознан. Тут собственно всё понятно. Мы осознали страх, и он причиняет нам страдания.
Мы знаем, что можем оказаться в ситуации, когда никто нас не поддержит.
Что, как бы мы ни пытались контролировать жизнь, с нами в любой момент может произойти всё, что угодно.
Что смысла в жизни нет.
Что мы умрем.
Это — самое болезненное агрегатное состояние для экзистенциального страха, но именно это — наиболее конструктивная точка роста. Я знаю людей, у которых осознаны даже все четыре экзистенциальных страха. Жизнь у них непростая.
Здесь компенсация тоже возможна, но, в отличие от предыдущего случая — сознательная.
Например, из страха Смерти мы можем стремиться по-максимуму создавать что-то такое, что оставит о нас память «в веках», и тем самым как бы «продлит» наше существование.
Из страха Бессмысленности — заполнять свою жизнь непрерывными событиями, чтобы не было времени задуматься о тщете бытия.
Из страха Свободы — маниакально пытаться контролировать все вокруг. И т. п.
Проработан. Да, представьте себе, такое тоже бывает. Обычно это происходит после длительного нахождения в предыдущей фазе, как итог осмысления и принятия.
«Абсолютной близости не существует, по большому счету взаимопонимание — лишь иллюзии наших умов. Люди с нами до тех пор, пока мы их устраиваем по ряду условий. Это жизнь, она так устроена, я принимаю это, и это не мешает мне дружить и любить».
«Со мной в любой момент может произойти всё, что угодно. Мир — это хаос. Но осознание этого не мешает мне строить свой собственный маленький порядок в своей жизни, даже несмотря на то, что он в любой момент может быть разрушен».
«Смысла у моей жизни нет, я с этим смирился, и сам ищу себе маленькие локальные смыслы, позволяющие жить дальше.»
«Да я умру, это — очень плохо, но это — данность. Постараюсь использовать каждый момент жизни на всю катушку».
Собственно, этими фазами («агрегатными состояними») и определяется тип по Экзистенциально-Архетипической Типологии (ЭАТ).
Записывать его мы будем так: сверху — экзистенциальные страхи, снизу, под каждым — то, в каком состоянии находится этот страх у человека в данный момент.
Из словосочетания «в данный момент» понятно, что тип в течение жизни может меняться. Все мы переживаем экзистенциальные кризисы — и вытесняем, осознаем, компенсируем и прорабатываем те или иные страхи. Однако меняется он не очень быстро. В большинстве случаев проработка проблематики того или иного экзистенциального страха исчисляется годами.
Вот, например, мой тип на текущий момент:
А вот так выглядит нынешний тип другого автора ЭАТ — Валентины:
Порядок страхов зададим фиксированный: Изоляции, Свободы, Бессмысленности, Смерти. Почему именно такой — дальше поймете.
Если этот порядок запомнить — то при сокращенной записи типа значки страхов можно будет не рисовать, указывая только «агрегатное состояние» каждого страха.
Тогда мой тип (Ivanes$) будет записываться так:
А тип второго автора типологии (Valchonok) — вот так:
А у вас что, дорогие читатели?.. Типируйтесь на здоровье! 🙂
Почему же типология — не просто Экзистенциальная, а Экзистенциально-Архетипическая?.. А вот читайте дальше!
12 архетипов
Архетипы — это те интегральные образы, которые «впечатаны» в коллективное бессознательное, и по которым мы, зачастую — даже не осознавая этого, сходу идентифицируем новых людей, происходящее, и информацию в целом.
Цитируя автора, работы которого мы дальше рассмотрим подробнее:
«Архетип — это всего-то навсего аналог актерского амплуа, но не для театральных ролей, а для жизненных. То есть — понятие, собирающее в себя некую группу жизненных ролей, объединенных одной общей для них всех функцией.
И, как в актерском театральном амплуа собираются роли из пьес разных авторов, живших в разное время и в разных странах, писавших на разных языках про жизнь и отношения разных людей, так и в архетипе собираются жизненные сюжеты и коллизии, объединенные одной функцией, которая по разному проявляет себя в разных условиях и обстоятельствах».
О. Книзе
Углубляться в причины существования архетипов мы здесь не будем, поскольку об этом и без нас написан целый ряд материалов.
Из классики про архетипы лучше всего, конечно, читать Карла Густава Юнга: «Архетип и символ», «Структура психики и архетипы», «Душа и миф. Шесть архетипов».
Но мы здесь будем рассматривать то, как 12 архетипов описаны в книге Маргарет Марк и Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» и в проекте Ольге Книзе (Knjazna), которую многие знают как автора типологии Нелюдей.
В книге Марк и Пирсон 12 архетипов рассматриваются в первую очередь с точки зрения позиционирования бренда. В текстах Ольги Книзе — с социально-психологического ракурса, причем — именно в российской действительности.
Последнее — как раз то, что нам нужно. Поэтому на проекте Княжны и ее коллеги Dreamer-M и остановимся подробнее.
Вводные тексты Княжны и Dreamer-M:
- Предисловие. История встречи
- Архетипы, бренды и имидж
- Архетипы: функционал. Большой рассказ про маленький выпавший винтик
- Архетип: как это работает
- Архетип в сказочном сюжете
- Чем заняться в сказке
- Архетипы, времена и нравы
Сами 12 архетипов. Сначала идет описание Княжны, в скобках, по ссылке «в сказке», описание от Dreamer-M:
Вектор интересов: Принадлежность (Люди/Принадлежность — Марк и Пирсон):
Вектор интересов: Стабильность (Стабильность/Структура — Марк и Пирсон):
Вектор интересов: Независимость (Изучение/Индивидуальность — Марк и Пирсон):
Вектор интересов: Мастерство (Результаты/Мастерство — Марк и Пирсон):
Послесловия:
- Послесловие Княжны. Архетип, личность, обличье
- Послесловие Dreamer-M: архетипы и игры
- Постпослесловие Княжны. Архетип: по Проппу или по Берну?
- Постпослесловие Dreamer-M: архетипы, встроенные в жизнь
Почитайте — проект очень интересный.
Но главное, на что нам здесь стоит обратить внимание — это что все архетипы поделены на так называемые векторы интересов (приоритетов). В рамках которых существуют младший, средний и старший архетип.
Согласно теории, человек способен продвигаться по архетипам, прорабатывая проблематику предыдущего архетипа и переходя в следующий. Продвигаться можно двумя путями: в рамках вектора и по глобальной общей спирали.
Впрочем, ничто при этом не мешает человеку вновь оказаться в более младшем архетипе — в зависимости от того, что в его жизни в данный момент актуально, и как сложатся условия и потребности.
Кроме того, по Княжне пребывание человека в том или ином архетипе может быть имитационным (когда мы пытаемся скопировать внешние признаки некоего образа) и с реальным полным погружением в роль. Особенно это касается архетипов, начиная с Изгоя и выше. Имитировать более ранние архетипы можно тоже, просто у этого чаще всего нет никаких вторичных выгод.
Экзистенциально-Архетипическая Типология
Что здесь видим мы?
Если внимательно почитать про проблематику каждого архетипа, нетрудно обнаружить, что вектора интересов отлично коррелируют с… экзистенциальными страхами!
Следите за руками.
Вектор приоритетов «Принадлежность» подразумевает стремление принадлежать чему-то большему и быть высоко оцененным другими — экзистенциальный страх Изоляции (Одиночества).
Вектор приоритетов «Стабильность» подразумевает желание безопасности, стремление справиться с окружающим хаосом и взять его под контроль — экзистенциальный страх Свободы.
Вектор приоритетов «Независимость» подразумевает поиск себя и ответов на свои вопросы — экзистенциальный страх Бессмысленности.
Вектор приоритетов «Мастерство» подразумевает попытку победить законы самой жизни — экзистенциальный страх Смерти.
Таким образом, архетипы соответствующего вектора по сути являются своего рода аватарами (сценическими костюмами, если угодно) для трех разных форм контакта с определенным экзистенциальным страхом.
Важно уточнить, что речь идет о реальном проживании проблематики архетипа с полным погружением. Иммитация любого архетипического образа и поведения представляется нам возможной при любой степени проработанности вектора и любом состоянии экзистенциального страха.
Опорные точки массового сознания (Update от 31.12.2016)
Если мы честно и без прикрас взглянем на то, что больше всего волнует людей — то обнаружим, что наиболее «заряженные» темы массового сознания таковы:
- Личные отношения, секс, семья, дружба и т.д.
- Деньги, благосостояние, успешность на материальном плане
- Самореализация, смысл жизни, поиски себя и высших истин
- Здоровье и выживание
Чуть ли ни все основные интересы, заботы, радости и тревоги человечества так или иначе укладываются в эти обобщенные группы. Чтобы убедиться — можно прямо открыть интернет, и каждый попавшийся материал, мотивирующий к чему-либо или решающий какую-либо проблему, классифицировать по этим четырем направлениям. Иногда они пересекаются.
Причем людей, реально достигших значительных успехов по какому-либо из этих направлений — единицы, а универсальных рабочих алгоритмов, позволяющих серьезно продвинуться в этих вопросах — нет, и их каждый вынужден искать для себя самостоятельно.
Здоровье и выживание, правда, начинает беспокоить людей только тогда, когда с этим возникают проблемы. Но зато всё остальное из перечисленного тогда уже отходит на второй план.
Ничего не напоминает?..
Именно! Экзистенциальные страхи и вектора архетипов!
- Личные отношения, секс, семья, дружба — страх Изоляции, вектор Принадлежности
- Деньги, благосостояние, успешность на материальном плане- страх Свободы, вектор Стабильности
- Самореализация, смысл жизни, поиски себя и высших истин — страх Бессмысленности, вектор Независимости
- Здоровье и выживание — страх Смерти, вектор Мастерства
Гипотезы об 12 архетипах, экзистенциальных страхах и опорних точках массового сознания
Страх вытеснен. В этом случае проблематика вектора для нас не актуальна вообще, либо актуален младший архетип вектора (находится в активной острой фазе).
Страх неосознанно скомпенсирован. Проблематика младшего архетипа вектора проработана (знакома и человек чувствует себя в этой роли уверенно), среднего — актуальна (в обостренной стадии) на данный момент или отвергается.
Страх осознан. Проработана проблематика среднего архетипа вектора, проблематика старшего отвергается, либо находится в острой актуальной стадии.
Страх проработан. В этом случае у нас проработана проблематика старшего архетипа вектора — человек чувствует себя в этой роли уверенно и комфортно.
Update от 31.12.2016:
Еще гипотеза: Определять актуальность и проработанность экзистенциальных страхов и архетипических векторов также можно, опираясь на установки, заряды и позиции человека по вопросам:
- человеческих взаимоотношений (страх Изоляции, вектор Принадлежности)
- денег, благосостояния (страх Свободы, вектор Стабильности)
- самореализации, поиски себя, смысла жизни и высших истин (страх Бессмысленности, вектор Независимости)
- здоровья (страх Смерти, вектор Мастерства)
Способ диагностики гипотетически начинается с выявления: если тема Вас беспокоит — это «стрелочки» (вверх или вниз), если не беспокоит — «галочка» или «крестик». Дальше необходим углубленный анализ.
И еще гипотеза: достижение существенных результатов в этих наиболее актуальных для человека областях впрямую зависит от уровня проработанности соответствующих экзистенциальных страхов (и, соответственно, архетипических векторов).
Все данные гипотезы нуждаются в проверке. Возможно, в дальнейшем они позволят определять, в каком состоянии у человека находится тот или иной экзистенциальный страх, на основе проявленности архетипов. Этим мы Вам и предлагаем заняться — проверить на себе.
Определите свой тип по Экзистенциально-Архетипической Типологии (только будьте с собой честны!).
Подумайте о своем отношении к деньгам, взаимоотношениям, самореализации и поискам смысла, здоровью.
Прочитайте про 12 архетипов, и постарайтесь понять, проблематика каких архетипов для вас на данный момент особенно актуальна.
Разместить свой ответ можно у себя во ВКонтакте или Фейсбуке с хэш-тегом #ЭАТ — тогда мы сможем вас по нему найти.
Где можно обсудить Экзистенциально-Архетипическую Теорию?
Есть группа ВКонтакте «Экзистенциальные страхи и 12 архетипов» (сокращенно «ЭкзистАрх»), где мы собираем полезные материалы по архетипам и экзистенциалке.
На форуме «FAQ по реальности» существует целый раздел «Экзистенциально-Архетипическая Типология«.
Приглашаем присоединиться к исследованию!
Авторы Экзистенциально-Архетипической Теории (ЭАТ): Валентина Valchonok, Павел Ivanes$